мин. сумма заказа 10'000 руб.

Партнёрская печать для РА и РПК

О компании «4 краски», как партнёре Illan Communications по печати для проекта «Космомерч», можно было прочитать в 1-м номере журнала за этот год. Отзывы были самые положительные, и мы решили познакомиться с производством компании «4 краски» и её основателем Андреем Журавлёвым лично.

Беседовал  Михаил  Шпилькин

 

Традиционный вопрос: как всё начиналось?

Я пришёл в отрасль я в 1998 году, после учёбы на географическом факультете МГУ — так уж сложилось. Работал помощником печатника, потом печатником-шелкографом. С 2001 года работал начальником про- изводства в крупных РПК (рекламно-производственных компаниях). Это был довольно широкий спектр технологий: шелкография по текстилю, шелкография по бумаге, пластикам, сувенирной продукции, УФ-лакировка, печать и обжиг деколи, лазерная гравиров ка, тампопечать. В том числе занимался полиграфией и постпечатной обработкой — выпускали календари и бумажные пакеты, используя офсетную печать, ризографию и цифровую печать.

В 2008 году кризис подтолкнул к открытию собственного дела. Мы купили наш первый принтер по текстилю — M&R i-Dot, и начали печатать футболки. Это определённо был выход из зоны комфорта: из большого налаженного производства с численным составом 50 человек в очень маленький семейный бизнес — я, моя супруга Оксана и ещё 2–3 сотрудника. У нас была идея печатать для розницы. Создать сайт с дизайнами, продавать клиентам штучные футболки с кастомными принтами, надписями, создать витрины для дизайнеров. В общем, то, что некоторые компании, начавшие примерно в одно время с нами, успешно реализовали. Но получилось так, что мои компетенции и связи в сфере рекламного бизнеса привели к тому, что из розницы мы ушли в сектор B2B. И в нём довольно комфортно и успешно работаем, наращивая объёмы производства, оборудования, клиентскую базу и так далее и совершенствуясь именно в области работы с корпоративными клиентами, в первую очередь с рекламными агентствами.

 

Какое оборудование вы используете на участке DTG-печати?

В 2009 году у нас был один принтер i-Dot, мы приобрели ещё один, потом ещё… Довели парк этих принтеров до пяти, плюс парочка стояла в уголочке как доноры запчастей. В определённый момент они перестали нас удовлетворять и по качеству, и по скорости работы, и по  стабильности. И мы купили первый (а затем и второй) Brother GTX 422. Это было в 2018 году, прошёл год после того, как он вообще появился на рынке. Brother печатал в два раза быстрее наших старых принтеров, был существенно проще в обслуживании. С белыми чернилами мы поэкспериментировали, но решили отказаться от их использования в этих принтерах. Сейчас наши GTX печатают только CMYK, без белил, но делают это быстро и предсказуемо хорошо. Мы используем программу печати в связке с проектором, что позволяет очень точно позиционировать изделия, что особенно важно при печати на крое или на изделиях со сложным расположением принта.

А для печати по цветным футболкам мы используем принтеры Kornit Breeze и Thunder. Колоссальное преимущество всех принтеров Kornit над любыми другими принтерами на рынке — печать без отдельного процесса грунтовки. Всё происходит внутри принтера, в одном цикле — нанесение праймера и печать. Печать происходит «мокрым по мокрому», что и ускоряет процесс, и минимизирует след от праймера, и даёт практически идеальную устойчивость к стирке.

В 2020 году мы рассчитывали приобрести Kornit Storm HD6, но пандемия внесла свои коррективы — рынок встал. Наши клиенты перестали проводить мероприятия, и два квартала мы работали только на сохранение коллектива и аренду. Справились. И хорошо отработали остаток года, даже ощущалась нехватка мощностей оборудования — в декабре оно работало круглосуточно, доказав, кстати, свою надёжность. 2021 год показал отличные результаты — мы напечатали на участке DTG около 100 тысяч изделий. 

У вас ведь кроме цифровой печати ещё термотрансферная технология?

У нас, без ложной скромности, отличный трансферный цех. Мы используем:

  • Шелкографские термотрансферы (традиционная технология), печатаем шелкографией на бумаге или плёнке, переносим на изделие. Преимущества: точные пантонные цвета, которые нужны корпоративному клиенту, невысокая себестоимость печати на больших тиражах, удобство и простота в переносе на изделия.
  • Разнообразные плёнки: флекс, флок, плёнки со спецэффектами (флюоресцентные, световозвращающие, светонакопительные, флоки, глиттеры и так далее).
  • Полноцветные экосольвентные трансферы: печать на плёнке, надсечка, перенос на изделия (в том числе на основах со спецэффектами).
  • DTF-трансферы. Эта технология в 2021 году буквально ворвалась на рынок, отняв за счёт ряда преимуществ доли в объёмах у всех остальных видов персонализации текстиля. Технология ещё сыроватая, но, смею надеяться, мы неплохо ей овладели и делаем интересные проекты с её использованием.

Расскажите подробнее об используемых вами трансферных плёнках.

Флекс-плёнка — рулонный материал под резку на каттере и дальнейшую выборку-перенос. Разнообразие исходных материалов огромное: глиттерная плёнка, светонакопительная, световозвращающая, голографическая, флуоресцентная, объёмная и т. д., а также обычные цветные плёнки. Простейший и типичный продукт — белая надпись на цветном изделии, например 200 поло с фамилией, именем и номером для какого-то корпоративного мероприятия. Его, разумеется, невыгодно делать шелкографией, это не очень быстро и не дёшево делать цифровой печатью, но это очень легко, просто и качественно делается белой флекс-плёнкой. Это самое частое применение. В то же время часто делаем флекс-трансферы для печати на рюкзаках, бейсболках, сумках-холодильниках, зонтах и так далее, когда требуется печать в 1–3 цвета с высокой кроющей способностью плёнки или со спецэффектами на непростых изделиях.

Расскажите, пожалуйста, про экосольвентные трансферы.

Общепринятого всеми термина у нас в стране не сложилось. Мы называем это виниловыми (экосоль- вентными) трансферами. То есть фактически — трансферы, печатающиеся на плёнке в принтере. Это белая или прозрачная плёнка (хотя есть и более интересные варианты), печать в рулоне экосольвентыми чернилами, затем надсечка и выборка-перенос. Мы используем два принтера Roland — модели TrueVIS VG2-640 и VersaSTUDIO BN-20. Применение — полноцветная печать на разнообразных изделиях. Это могут быть ветровки, зонты, рюкзаки, бейсболки, рукава толстовок. От штучных до тысячных тиражей, которые просто иными способами не делаются или делаются с сомнительным качеством. Напечатать полноцветные шелкографские трансферы в тираже 20 штук можно, но будет видна растровая точка, цветопередачу не скорректируешь двумя кликами в фотошопе, что уж говорить про стоимость и скорость исполнения такого проекта. А в цифровых трансферах время между запуском в работу и переносом на изделие — минуты, стоимость пробной печати и коррекции после пробника — крайне невысока. Да, есть ограничения по толщине линий и сложность контуров резки (не будем забывать про ручную выборку облоя плёнки). Есть огрехи в цветопе- редаче: не все пантонные цвета корректно печатаются от CMYK. Но преимущества перевешивают, и с лихвой.

А трансферы по технологии DTF?

К этой технологии я присматривался с 2020 года, но останавливало то, что оборудование и расходники были довольно кустарными переделками из обычных струйных принтеров. В 2021 году на российский рынок стали привозить более-менее стабильные в работе принтеры и расходники, поставщики набрали какой-то опыт в запуске и эксплуатации. И в конце 2021 года мы приобрели комплекс рулонной печати на плёнке 60 см шириной. DTF-трансфер претендует на звание универсального вида печати: полноцветная печать с подложкой, высокая яркость цветов, минимальные затраты на предпечатной подготовке, нет необходимости в ручной выборке облоя, как у флексо или экосольвента. Но на больших тиражах он проигрывает той же шелкографии в себестоимости и скорости, не имеет возможности печати со спецэффектами.

Цифровая DTG-печать эластичнее и приятнее на ощупь. Но как вариант быстрой яркой полноцветной печати на небольших тиражах DTF-трансферы практически идеальны. В первом квартале этого года DTF-трансферы забрали себе примерно 50% объёмов трансферной печати, остаток примерно поровну делится между остальными видами: флекс, экосольвент, шелкотрансферы.

Что у вас на производстве с парком термопрессов?

На текущий момент весь парк — американские прессы Stahls: пять плоских ручных, пневматический полуавтомат, четыре бейсболочных. Прессы недешёвые, но полностью устраивают нас надёжностью, удобством, ассортиментом оснасток, подходящих для самой разной продукции.

Что на вашем участке шелкотрафаретной печати?

У нас две ручные карусели для небольших тиражей текстиля, два плоскопечатных станка для печати термотрансферов и листовой продукции. А основной игрок в цехе — полуавтомат MHM X-TYPE 6*8.

Печатаем на готовых изделиях, на крое. Стараемся максимально широко использовать возможности шелкографии. Печатаем пластизолью, водными и вытравными красками. Стандартные работы — пантонные макеты. Полноцветные чаще уходят на DTG и DTF. Печатаем шелкографией широкий спектр спецэффектов: пуфф, 3D, гель, металлики, светоотражающие и флуоресцентные краски. Мы не можем соперничать с крупными компаниями, специализирующимися на шелкографии, в плане парка оборудования, цветности и формата печати. Но берём своего клиента качеством, соблюдением сроков, возможностью сочетания самых разных технологий. И всегда рады учиться, если запрос бросает вызов опыту.

Ваш плюс — разнообразие технологий?

Один из плюсов — да, несомненно. К примеру, тираж в 200 толстовок. На груди мы печатаем двухцветный принт шелкографией, добавляем элементы светоотра- жающей плёнкой. На рукаве делаем полноцветный DTF-трансфер, а на спинах — номера флекс-плёнкой.

Сделать это только шелкографией или только трансферами может быть довольно проблематично — сроки, цена, качество.

А бывает так, что тираж поступает под одну технологию печати, но в процессе или тираж переигрывается на уменьшение или увеличение, или переигрывается сам макет, добавляется полноцвет, спецэффект. Или существенно сокращаются сроки. Или клиент делает пробник шелкографией на футере, и ему не нравится укрывистость или ворсистость принта. Или печать мигрирует на не совсем качественно выкрашенном красном текстиле. Мы в этом случае можем клиенту предложить вариант замены или совмещения шелкографии, цифровой печати, нескольких видов трансферов — в зависимости от его пожеланий, загрузки участков, бюджета.

Сезон для вас — это гендерные праздники?

Нет. Статистика продаж говорит о просадке в первом,«гендерном», квартале: январь, февраль, март. А вот с апреля начинается длинный текстильный сезон. Пиковые месяцы май, сентябрь и ноябрь-декабрь. Май и сентябрь — подготовка наших клиентов к выставкам и маркетинговым мероприятиям. Ноябрь-декабрь — традиционный предновогодний сезон в отрасли. Происходит смещение от одежды в текстильную сувенирную продукцию: рюкзаки, зонты, поясные сумки, бейсболки и так далее. То есть в ту продукцию, которую у наших партнёров заказывают конечные клиенты под новогодние подарки.

Вы работаете больше с рекламными агентствами?

Да, наши основные клиенты — РА, event- и BTL- агентства, швейные производства, бренды одежды. В существенно меньшей степени — конечные клиенты. Пропорция объёмов B2B и B2C — примерно 80 на 20. Эта пропорция определяет и кадровый состав нашей компании. Сотрудников непосредственно на производстве у нас существенно больше, чем в офисе. Мы в большей степени работаем с готовыми макетами и техническими заданиями, с профессиональными заказчиками.

А сколько вы примерно в год футболок печатаете?

Мы ведём довольно скрупулёзную статистику по всем участкам. Это важно для расчёта себестоимости, окупаемости, дооснащения. И, конечно, для нормирования и планирования работ. Участок DTG выдаёт от 5000 до 15000 изделий в месяц. За 2019 год мы напечатали 80 тысяч изделий, за пандемийный 2020-й — 75 тысяч, в 2021 году — около 100 тысяч. Плюс, конечно, участки шелкографии и термотрансферов. В 2021 году шелкографией мы напечатали около 420 тысяч изделий, термотрансферами — 190 тысяч.

На чём вы печатаете?

Клиенты из сектора B2B чаще всего привозят собственные изделия для печати. Это в первую очередь продукция каталогов — «Проект 111», «Оазис», Happy Gifts, Stan, Trisar, Geiser и т. д. Приятно (и взаимно продуктивно), что каталоги часто рекомендуют нас в качестве подрядчиков для своих клиентов. В последние годы очень существенно выросла доля печати на пошивном текстиле — крое и готовых изделиях. Немаловажно, что наш отдел ОТК внимательно работает на приёмке продукции под нанесение. Пятна, пересортица, разнотон, дырки — всё это отслеживается до поступления на печать. Для наших клиентов это очень важный сервис.

С частными заказчиками вы практически не работаете?

Мы работали с частными заказчиками в самом начале деятельности компании. Но постепенно мы уходили и сейчас практически ушли из этой ниши. У нас относительно высокая минимальная сумма заказа, оплату мы принимаем только по безналичному расчёту, не имеем библиотеки дизайнов, не помогаем клиенту с разработкой дизайна под штучный заказ. Частным лицам нет резона с нами работать, да и нам с ними тоже. Это несмотря на то, что цифровая печать, флекс-плёнки и так далее считаются оперативной и малотиражной печатью, печатью на заказ.

Часто нам говорят: давайте сделаем одну футболку по-быстрому, это же займёт пять минут. Это не так, если работа не отлажена именно под такие заказы. У нас это процесс приёма товара на склад кладовщиком, проверки комплектности и качества продукции.

Менеджер обсуждает нюансы технологии и макета, проводит согласование техзадания. Оформляется техническое задание в цех, верстальщик готовит файлы к печати. Всё же мы не студия печати «приеду, напечатайте при мне». Мы относительно небольшое, с производственным штатом в 25–30 человек, компактное, универсальное и оперативное производство оптовой печати.

Какие новые технологии планируете внедрить?

В этом году сложно говорить о модернизации и расширении производства. Тем не менее мы внимательно отслеживаем (в том числе с помощью журнала «Циф- ровой текстиль») новинки оборудования, технологий, расходных материалов.   Приоритетом всегда было и будет качественное оборудование, позволяющее уверенно печатать для наших клиентов.

Про вас отличные отзывы в соцсетях, в частности в профильной группе Gifts Club. На каких принципах вы строите свои взаимоотношения с заказчиками?

Борис Гребенщиков пел: «Я уже не боюсь тех, кто уверен во мне». Я пока не достиг его уровня просветлённости. Хотя, что греха таить, приятно читать такие отзывы на крупнейшей в России неформальной площадке отрасли.

Мы плотно, партнёрски работаем с несколькими РА из первой десятки российского рынка. Мне очень нравится термин «осознанное партнёрство». Хочется думать, что наши отношения с клиентами именно таковы. Мы нужны друг другу, и мы работаем вместе над заказами конечных клиентов. Взаимное обучение на сложных  проектах. Наше экспертное исполнение заказов, помощь в выборе технологии, обсуждение возможных проблем до их возникновения. Прозрачное прохождение и согласование всех стадий исполнения заказа — от приёмки и проверки товара складом, через обязательное согласования первых оттисков по фото/видео, контроль качества после печати, упаковка, отгрузка, доставка. Скрупулёзное отношение к бухгалтерской отчётности. В известной триаде «качество – срок – цена» к нам идут в первую очередь за качеством и сроками. При этом стараемся посвящать в тонкости технологического процесса производственных менеджеров клиентов. Снабжать их фотографиями и живыми образцами различных технологий. И мы ждём от наших партнёров определённого понимания технологий и процессов, позволяющего нам говорить на одном языке. И разделения сфер ответственности в работе на результат, когда общение с клиентом — задача агентства. А техническое исполнение проекта — задача нашего производства.

Какие из выполненных проектов вы считаете самыми интересными в производственном плане?

Самые интересные проекты делаются по договорам с NDA (соглашение о неразглашении). И мы свято блюдём коммерческую тайну в отношениях с нашими партнёрами. Могу сказать, что внутренние мерч-шопы нескольких крупных банков и IT-компаний работают при нашем непосредственном участии. Также для этих клиентов мы печатаем текстиль для велком-паков. Печатаем промотекстиль перед премьерами блокбастеров в киносетях. Из гласных проектов уже упоминался интереснейший «Космомерч» в сотрудничестве с компанией «Иллан». Все эти работы одновременно сложны и интересны. Иногда при первом взгляде на полёт мысли дизайнера заказчика думаешь: да нет, не получится. Тем интереснее сделать именно то, что хочет клиент. А зачастую и лучше, предложив такие варианты нанесения, которые максимально выигрышно воплотят на текстиле картинку с монитора.